Апрельские поправки
Кратко
Сессия Законодательного Собрания Новосибирской области приняла первые в этом году коррективы в бюджет текущего года.
Сессия Законодательного Собрания Новосибирской области приняла первые в этом году коррективы в бюджет текущего года.
Представляя депутатам проект закона «О внесении изменений в Закон «Об областном бюджете Новосибирской области на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов», заместитель Председателя Правительства Новосибирской области – министр финансов и налоговой политики Виталий Голубенко охарактеризовал его как «законопроект, посвященный регулированию и закрытию бюджетом тех задач, которые в прошлом году остались по разным объективным причинам незавершенными».
Глава Минфина рассказал о шести основных задачах, на решение которых направлен законопроект. В том числе, увеличение расходов в размере 4 млрд рублей для оплаты государственных и муниципальных контрактов, выполнение которых оказалось невозможным в 2023 году и перешло на 2024 год. Вторая задача законопроекта связана с мерами социальной поддержки – оказание материальной помощи участникам специальной военной операции и членам их семей, а также поддержка многодетных семей, на что предусмотрено 3 млрд 243,9 млн рублей. Далее уточнения ассигнований дорожного фонда, финансовых резервов необходимых для повышения заработной платы работникам бюджетной сферы, уточнение ассигнований для финансирования инфраструктурных проектов, а также уточнение ассигнований на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов и благоустройство территорий.
Комментируя источники финансового обеспечения дополнительных расходов, Виталий Голубенко назвал переходящие свободные остатки собственных средств бюджета 2023 года, а также остатки средств, возвращенных муниципальными образованиями и государственными учреждениями, потребность в которых не подтверждена, плюс поддержка из федерального бюджета в виде дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджета. Итого: 12,5 млрд руб.
В выверенных Правительством коррективах областного бюджета парламентарии увидели изъяны. Депутата Николая Мочалина возмутил расчет дополнительных доходов казны от штрафов за нарушение правил дорожного движения. «Коммерциализация законодательства в области дорожного движения на фоне растущего с каждым годом числа ДТП, по мнению парламентария недопустима. «Это очередной легализованный способ отъема денег у водителей. При этом на дорогах в области до сих пор не устранено, либо специально создано огромное количество ловушек, из-за которых даже самые законопослушные автомобилисты получают штрафы», – считает Николай Мочалин. Депутата поддержали коллеги Яков Новоселов и Вадим Агеенко.
Свои поправки, связанные с концессионными соглашениями, представил депутат Вячеслав Илюхин, предложивший исключить из бюджета выплаты концессионерам: «Не имея ни школ, ни поликлиник, ни инфекционной больницы, строящихся по соглашениям государственно-частного партнерства, мы уже в этом году заплатим инвестплатеж 3 миллиарда 331 миллион рублей, а в 2025-м – 10,5 миллиардов. То есть не имея объектов, мы начинаем платить инвестиционные платежи».
Заместитель Председателя Законодательного Собрания Ирина Диденко выразила позицию бюджетного комитета: «концессионные» деньги в бюджете должны быть сохранены, «чтобы не дать частному партнеру возможность воспользоваться отказом от оплаты и выйти со штрафными санкциями для области». Вице-спикер предложила разработать к июньской сессии пошаговый план создания объектов и предусмотреть их финансирование в бюджете на 2024, 2025, 2026 годы. «Для нас ведь важно не принятие соглашений, а строительство социальных объектов», – подчеркнула Ирина Диденко.
В перерыве сессии состоялось заседание комитета по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности. Как сообщил председатель комитета Федор Николаев, комитет рекомендовал к принятию 164 поправки. В результате доходы бюджета предусмотрены в размере 296,6 млрд рублей. Расходы – 345 млрд руб. Дефицит бюджета – 48,4 млрд руб.
Федор Николаев назвал наиболее значимые поправки, в числе которых увеличение субсидии на сбалансированность местных бюджетов на 298,9 млн рублей, увеличение бюджетных ассигнований: в размере 101,9 млн рублей – на строительство и реконструкцию объектов централизованных систем холодного водоснабжения; на 100,2 млн рублей – на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, на 32,6 млн рублей – на покупку и установку газоиспользующего оборудования для льготных категорий граждан и проведение работ внутри границ их земельных участков.
Комитет поддержал специальные социальные выплаты медицинским работникам, осуществляющим деятельность в сельской местности, введенные с 1 марта 2024 года в соответствии с решением Президента РФ, в сумме 67,1 млн рублей и на 2025-2026 годы по 80,6 млн рублей ежегодно. Предусмотрено увеличение субсидии на 55 млн рублей ежегодно на 2024-2026 годы на обеспечение проезда детей из многодетных семей на общественном транспорте.
Поправки депутата Вячеслава Илюхина об отказе от финансирования проектов в сфере ГЧП и концессионных соглашений были рекомендованы комитетом к отклонению. Вместе с тем, подчеркнул Федор Николаев, комитет рекомендовал Правительству Новосибирской области обеспечить прозрачность рассмотрения в Законодательном Собрании вопросов, связанных с финансированием проектов, реализуемых в рамках ГЧП и концессий. «К июню подготовить детальный план строительства важнейших социальных объектов всеми формами реализации, в том числе по федеральному закону №44-ФЗ», – добавил Федор Николаев.
Сессия приняла коррективы областного бюджета подавляющим большинством голосов.
«Соглашение подписано, и в соответствии с законом мы обязаны иметь строчку в бюджете, – прокомментировал принятие поправок в бюджет Председатель Законодательного Собрания Новосибирской области Андрей Шимкив. – Поэтому мы приняли такое решение: в случае, если какой-то объект опаздывает с реализацией, что-то будет не достроено, то возврат денежных средств в бюджет – либо в резервный фонд, либо на другую строчку, будет проходить через сессию или через комитет Законодательного Собрания».