Историческое поселение чатских татар Юрт-Ора в прошедшие выходные отметило свой 430–летний юбилей.
430 лет стоит на берегу великой сибирской реки Обь небольшое поселение, славящееся на всю область, да и на всю России, своим уникальным историческим прошлым, славным настоящим и умением бережно хранить свои традиции.
Поздравить жителей с юбилеем и народным праздником Сабантуй приехало очень много гостей.
Благодарственные письма, памятные подарки заслуженным жителям деревни, общественникам, старейшинам вручали глава Колыванского района Евгений Артюхов, председатель Совета депутатов Колыванского района Ирина Вепрева, депутат Законодательного Собрания Новосибирской области Валерий Ильенко, депутат Государственной Думы Российской Федерации Александр Аксененко, глава Скалинского сельсовета Сергей Яшенькин, председатель Региональной Татарской Национально-Культурной Автономии Новосибирской области Амир Гареев, директор Новосибирского областного татарского культурного центра Роза Тихомирова.
Своих односельчан поздравил председатель Совета местной религиозной организации мусульман «ИМАН» деревни Юрт-Ора, руководитель культурно-историчес-кого комплекса «Усадьба чатского татарина», имам мечети д. Юрт–Ора Навиль Шагабутдинов.
Историей своей горды
Историческая деревня коренных жителей Сибири — чатских татар — Юрт-Ора Колыванского района Новосибирской области представляет собой редкое и единственное в нашей области сочетание истории, этнографии и археологии.
Более четырех веков назад через поселение пролегал Московско-Сибирский тракт и существовала почтовая яма.
Декабристы, ссыльные каторжане, А.П. Чехов, отступление войск Колчака, Вьюнско-Колыванское восстание – все это неразрывно связано с этим поселением.
Архивные материалы свидетельствуют, что на время прихода русских на эти земли (XVI век) д. Юрт-Ора уже существовала на данном месте. Во второй половине XVI века жители деревни были подданными хана Кучума. После завоевания Сибирского ханства Русским государством (конец XVI в.) чатские татары приняли русское подданство и начали платить ясак в Тару, а затем в Томск. Чатские татары в целом сохранили исламскую веру.
Принятие русского подданства сопровождалось такой процедурой, как шертование (шарт-араб. – условие, договор), это была клятва на Коране на верность царю. Началась запись чатских татар в служилые люди, служилых татар возглавляли мурзы. Служилые татары играли большую роль в охране земель Русского государства, они совместно с русскими стрельцами несли караульную службу, ходили в походы. Наши предки по просьбе русских воевод оказывали большую помощь при строительстве Уртамского (1684), Умревинского (1703) и Чаусского (1713) острогов.
В 1812 году чаты участвовали в Северной войне (1700-1721), Отечественной войне 1812 года против войск Наполеона в составе 39-го Томского полка. В годы Северной войны, когда её участник мурза Иштек Елугачев написал письмо лично Петру I, земли по Оби, на которых стоит Юрт-Ора, передали навеки во владение чатским татарам, освободив их от уплаты ясака. Тот день стал для местных жителей настоящим праздником.
В годы Великой Отечественной войны из маленького сибирского села защищать Родину ушли мужчины, 63 героя остались на полях сражений.
Новейшая история Юрт-Оры началась в 1994 году, именно тогда администрацией Новосибирской области подписано постановление № 447 «О постановке на госохрану памятного места с. Юрт-Ора Колыванского района».
С 2012 года началась реализация проекта по созданию культурно-исторического музейного комплекса. В 2014 открылась мечеть, через четыре года заработал этнографический музей «Усадьба чатского татарина». На центральной площади деревни возведен Обелиск в память воинов-фронтовиков. Победа в конкурсе Президентских грантов дала возможность благоустроить площадку на берегу Оби для проведения массовых праздников и мероприятий. Уютные беседки, закрытая сцена, площадка, лавочки, лестница на самый берег стали местом притяжения не только жителей деревни, но и гостей, которые приезжают, чтобы познакомиться с уникальной историей древнего поселения.
Праздник дружбы — Сабантуй
— Сабантуй идет, Сабантуй идет, — радостными криками и аплодисментами встречали красочное шествие гости праздника.
Артисты из Новосибирска, Колывани и даже Республики Татарстан дарили свои поздравления, песни и танцы гостям праздника. Звучали русские и татарские песни как символ дружбы народов. Еще одна особенность юрторского Сабантуя – национальные подворья, где все желающие могли отведать блюда русской, татарской, белорусской, немецкой кухонь, узнать у мастериц рецепты приготовления понравившихся блюд. В маленькой Юрт-Оре, как и во всей великой России, много веков мирно и дружно уживаются представители разных национальностей и конфессий. Здесь не делят людей на своих и чужих — и такое бывает, что рядом с татарской фамилией звучит русское имя, или русская фамилия сочетается с татарским именем.
На сцене — выступления творческих коллективов, на площадках — спортивные состязания: силачи поднимают гирю, удальцы борются на поясах. Девушки стараются пронести коромысло с ведрами и воду не расплескать. Дети старательно срезают понравившиеся игрушки и доказывают свою ловкость с «ложкой во рту», стараясь не уронить сырое яйцо. Весело, шумно, вкусно.
А сколько неожиданных встреч в этот день. Бывшие жители съезжаются на праздник из разных городов страны. Объятия, воспоминания, нескончаемые разговоры.
Настоящее чудо праздника — верблюд, гордо прошествовавший через площадь. Желающих прокатиться на «корабле пустыни» хоть отбавляй.
Пристань надежды, веры, любви
Чуть поодаль от всеобщего веселья – еще одна достопримечательность маленькой сибирской деревни – благоустроенная площадь со сходом на берег на том самом месте, где причаливали теплоходы, увозившие мужчин на фронт в годы Великой Отечественной войны. Здесь долгих четыре года матери, жены и дети поджидали, а потом, после мая 1945, встречали героев-победителей, возвращавшихся живыми домой.
Рядом с площадкой семь скамеек и три стенда с фотографиями прошлых лет.
Это место знаменито еще и тем, что с 60-х годов 20 века ежегодно здесь проводился районный пионерский слет. Это было событие, собиравшее школьников со всего района.
Как рассказал руководитель культурно-исторического комплекса «Усадьба чатского татарина» Навиль Шагабутдинов, в этом году, в начале июля на поляне вновь запылает пионерский костер и даже будут сформированы небольшие школьные дружины из пионеров-ветеранов. Бывшим пионерам придется вспомнить, как бросать гранаты, ориентироваться на местности по компасу.
Навиль Хасанович отметил, что воплотить мечту в жизнь помогла победа в областном конкурсе социально – значимых проектов. И он надеется, что проведение фестиваля «Взвейтесь кострами» станет новой традицией и впишется в новейшую историю деревни.
Татьяна Курносова.
Когда закололо где-то в груди, возникло ощущение, что сердце «заходится», многие хватаются за корвалол, а…
В парке была установлена новая скульптура памятника «Скорбящая вдова», обновлены надолбы со словами благодарности воинам,…
За значительный вклад в развитие патриотического движения, патриотическое воспитание детей и молодёжи лауреатов премии, а…
24 ноября проходит и ещё один праздник — День угощения домового молоком. Для того чтобы…
Турнир памяти нашего известного земляка, мастера спорта по самбо Михаила Файвовича Певзнера прошел в Колывани.
Система распределения средств государственной поддержки нуждается в реформировании, прозвучало на заседании комитета Законодательного Собрания Новосибирской…