Педагог года: смешаем чародейство с волшебством
Кратко
Несколько дней в нашем районе шли испытания конкурса «Педагог года – 2025», в рамках которого в двух номинациях строгое жюри определяет лучших учителей и воспитателей. В составе жюри – опытнейшие учителя, представители дошкольных учреждений, профессионалы, а нынешним участникам предстоит доказать, что они готовы принимать эстафету и воспитывать подрастающее поколение. Нам разрешили посмотреть на некоторые испытания, предложенные конкурсантам.
Несколько дней в нашем районе шли испытания конкурса «Педагог года – 2025», в рамках которого в двух номинациях строгое жюри определяет лучших учителей и воспитателей. В составе жюри – опытнейшие учителя, представители дошкольных учреждений, профессионалы, а нынешним участникам предстоит доказать, что они готовы принимать эстафету и воспитывать подрастающее поколение. Нам разрешили посмотреть на некоторые испытания, предложенные конкурсантам.
Физики и лирики
— Главное – не уйти в рассуждения так глубоко, что сам запутаешься и жюри запутаешь, — и я это понимаю, — стараясь успокоиться, говорит Татьяна Викторовна. – Времени, конечно, немало дают, но …
— И я этого боюсь. Это ведь действительно сложно – мне, физику, ответить на вопрос, например, о том, какая книга научила меня тому, чему не может научить никакая другая, — поддерживает ее Анастасия Андреевна.
— А мне этот вопрос нравится, — улыбается историк Екатерина Евгеньевна. – А вот что хотел бы услышать от меня ученик, у которого что-то не получается?! Тут ведь правильного ответа нет, все зависит от самого ученика, от того, как он все воспринимает…
Завязывается настолько живой разговор с очень обоснованными мнениями, с цитатами из Выготского, с упоминанием Макаренко, что все происходящее начинает напоминать беседу за «круглым столом».
— Нужно просто отвечать, — спокойно и уверенно звучит голос Марины Владимировны, только что выполнившей очередное задание. – Дают время подумать, но не стоит слишком философствовать. Прочитал вопрос, если недостаточно вник – еще раз прочитал, и отвечай. Ведь ответ ты все равно знаешь! Нужно просто немного сосредоточиться…
Хорошо поставленная, четкая речь, дикция, доброжелательность и ни одного лишнего движения, которое бы выдало волнение: на уровне подсознания угадываешь учителя начальных классов, который знает все обо всем и умеет успокоить, поддержать, верит в каждого из своих учеников. И мало кто смог забыть эти интонации, эту веру в тебя своего первого учителя, ведь все мы родом из… начальной школы.
— Тише, все, — Наташа идет, — и враз ставшие перепуганными девчонками женщины встречают отвечавшую на вопросы жюри первой Наталью Александровну. – Ну, как там? Страшно? Трудно? О чем дополнительные вопросы?
Немного бледная, конкурсантка все-таки успокаивает коллег:
— Все очень доброжелательны, внимательны, нормально, не волнуйтесь.
И конкурс продолжается, звучат все новые и новые вопросы, варианты ответов, кого-то из членов жюри они полностью удовлетворяют, а кого-то заставляют сделать пометки и потом уточнить.
Глядя на происходящее в холле управления образования и молодежной политики администрации Колыванского района, сложно поверить, что разговаривают, обсуждают, поддерживают друг друга не одногруппники – студенты или школьники, а соперницы в борьбе за звание «Учитель года – 2025».
— Соперники, — удивляются женщины. – О чем вы? Нам дали великолепный шанс научиться новому, взглянуть на преподавание с самых разных сторон. Для чего нужна математика на уроках истории, как можно применить законы физики при преподавании различных предметов, как провести интегрированный урок, как объяснить что-то очень сложное в «началке» — это все заставляет «перезагрузиться», отойти от догм и, наверное, идти в ногу со временем. Вы же видите, у нас физики начинают говорить как лирики, а гуманитарии берут на вооружение физические законы. Поколение растет такое, что отставать нельзя, только рука на пульсе и постоянное погружение в новое и интересное. Мы искренне радуемся за каждого, учимся – у каждого и всегда поддержим победителя, поможем, если это потребуется. Каждый из нас получает множество новых методик, которые можно взять на вооружение, приобретает друзей и узнает интересных, талантливых ребят во время открытых уроков. Так что мы те еще соперники!
Все мы немножко кудесники
Мастер-классы воспитателей – участников конкурса всегда немного напоминают школу чародейства. Как по-другому можно назвать действо, в результате которого на свет рождается настоящее произведение искусства? Даже те, кто совершенно не умел рисовать, с удовольствием творят, действуя по инструкции воспитателя.
Несколько капель краски, щеточка, палочки, подручные материалы – и на глади озера качаются осенние листья, вдали, на противоположном берегу, стеной встает лес, над которым летят клином журавли. И автор, не веря глазам, говорит:
— Да не мог я так нарисовать…
Изумление еще не раз проявится восторженными междометьями в актовом зале Колыванского детского сада №4, где проходил один из этапов конкурса «Воспитатель года – 2025».
— Это желтое, но не цыпленок, горячее, но не огонь, круглое, но не колесо, — воспитатели и даже члены жюри с удовольствием разгадывают загадки, составленные детьми по технологии «ТРИЗ».
Теория решения избирательных задач, суть которой заключается в поиске альтернативных и эффективных решений любой проблемной ситуации – звучит очень сложно. Но рассказывая о ней на мастер-классе, предлагая попробовать коллегам в ходе коллективной игры, воспитатель сумела так выстроить свое выступление, что к завершению «урока» каждый смог составить собственную загадку, а зрители из «групп поддержки» — разгадать ее под дружные аплодисменты.
И каждый мастер-класс учил чему-то новому не только коллег, он заставлял взять на заметку новые методики даже тех, кто к педагогике не имеет никакого отношения. Ведь интересные развивающие игры, техники обучения «говорению», рисованию, методы, помогающие ребенку осознать себя как личность, анализировать ситуации, действовать нестандартно могут пригодиться и родителям, и бабушкам с дедушками!
Узнай, что ты чувствуешь
Это был один из самых запоминающихся мастер-классов учителей. Наверное, потому, что сложно поверить, что взрослый человек может не распознать эмоции своего собеседника, а уж тем более – свои собственные эмоции. И, тем не менее, выполняя предложенные задания, кое-кто ошибался.
— Очень интересно увидеть, как выполняют задания учителя и члены жюри, — шепотом признается учитель Колыванской школы №3 Александра Сенцова, переживающая за коллегу. – Казалось бы, игра, но она способна помочь ребенку понять себя, найти путь к выстраиванию отношений с одноклассниками.
Желтые, красные, зеленые жетончики появляются возле каждого участника, в разные цвета раскрашивают они предложенные им фигурки, пытаясь понять, какой частью тела ощущают гнев, а какой – радость…
И даже если в конце занятия ты забыл, с каким настроением начинал его выполнять, жетончики подскажут тебе, как менялись эмоции: оказывается, помнить и понимать свои чувства не менее важно, чем запомнить урок.
Мы становились авторами интересных, хотя порой немного грустных сказок, которые писали, разглядывая картинки, художниками, придумывали, чем может помочь в изучении физики музыка и как обычный самовар ассоциируется с мужеством – и совершенно забывали о том, что педагоги выполняют конкурсные задания, за каждое из которых им поставят оценки. И это был действительно бесценный опыт для всех нас.
А о том, что чувствовали сами участники конкурса, мы расскажем, когда станут известны имена победителей…
