Новости

Почти триста профильных классов, сотрудничество с вузами и предприятиями: будущих инженеров готовят со школы

Кратко

Опыт Новосибирской области по выстраиванию системы инженерного образования – начиная со школы – представил Губернатор Андрей Травников на тематической сессии II Конгресса молодых учёных, который проходит 1-3 декабря в образовательном центре «Сириус».

Опыт Новосибирской области по выстраиванию системы инженерного образования – начиная со школы – представил Губернатор Андрей Травников на тематической сессии II Конгресса молодых учёных, который проходит 1-3 декабря в образовательном центре «Сириус».

В России идёт активная работа по развитию сектора высоких технологий для обеспечения технологического суверенитета. Экономике необходимы инженеры, разработчики, технологи, специалисты в информационных технологиях, в физике, энергетике, биоагротехнологиях и других естественнонаучных профессиях. Какие задачи необходимо решить, чтобы эффективно развивать инженерное и техническое образование в школах, обсудили эксперты.

Высокотехнологичные предприятия Новосибирской области формируют большой запрос на кадры, с другой стороны – сами дают возможность для удовлетворения этого запроса: сформирован широкий круг партнёров, которые взаимодействуют со школами, организациями допобразования, СПО, помогая ориентировать подростков на естественнонаучные, инженерные специальности, подчеркнул Андрей Травников.

15 лет работы по развитию инженерного образования в регионе приносят результаты – всё больше выпускников при поступлении выбирают инженерные специальности. Но при растущем запросе общества на развитие данного направления возникает ряд проблемных вопросов. И один из них – инфраструктурные ограничения. Спрос на кабинеты технологий, технопарки, ИТ-кубы, киберполигоны огромен, но регионы не всегда в состоянии его удовлетворить.

В Новосибирской области для решения этого вопроса используют форматы сетевого взаимодействия между различными образовательными организациями. Свою востребованность уже доказал Центр политехнического обучения, созданный (https://www.nso.ru/news/49915) в 2021 году в Советском районе областного центра. Школьники могут получить свидетельство о профподготовке одновременно с аттестатом о среднем общем образовании.

«Преподаватели учреждений профобразования занимаются со школьникам. Таким образом мы используем потенциал системы СПО, но не перегружаем их материальную базу большим потоком ребят из школ», — отметил Губернатор.

По его словам, регион намерен тиражировать позитивный опыт. В стадии реализации два проекта – в Ленинском и Калининском районах Новосибирска.

Еще один проблемный вопрос связан с, казалось бы, позитивным фактором – огромным количеством различных профориентационных программ, инициатив, мероприятий, направленных на поддержку интереса к инженерному образованию, естественным наукам. Без соответствующей координации система может оказаться разбалансированной, с неравномерной доступностью проектов.

«Где-то всё есть, а где-то ребята и не знают, что у них такие возможности. В Новосибирской области региональный минобр выстраивает систему координацию. И начали мы с создания сети ресурсных центров», — сообщил Андрей Травников.

Деятельность выстроена по модели образовательного центра «Сириус». Ребята занимаются не только с педагогами, но и с экспертами: учеными, разработчиками, промышленниками.

Выполняют эти центры и другую важную функцию, акцентировал внимание Губернатор, их методисты занимаются координацией работы, систематизируя всё многообразие идей, проектов и мероприятий по развитию инженерного образования.

Для справки.

Сегодня в 75 школах нашего региона созданы 289 инженерных классов.

Классы курируют новосибирские вузы. Например, НГУ полностью «закрывает» биотехнологии и экономическое образование, СибГУТИ – кибербезопасность и информационные технологии. НГТУ – энергетику и космос. С этого года преподаватели профильного факультета НГТУ взяли на себя кураторство и «авиастроительных» классов.

НГАУ готов наращивать объемы агротехнологического образования в школах региона. В регионе уже создано 23 класса агро- и биотехнологической направленности, в следующем году появится ещё 52.

Девять из десяти выпускников инженерных классов поступают в вузы на естественно-научные направления.