«В русской песне моя душа»
Кратко
Любовь к русской песне в семье Людмилы Лысяковой передается по наследству, пела мама Людмилы Андреевны, много лет песни в исполнении самой Людмилы радуют слушателей, эстафету подхватила дочь Анастасия.
Любовь к русской песне в семье Людмилы Лысяковой передается по наследству, пела мама Людмилы Андреевны, много лет песни в исполнении самой Людмилы радуют слушателей, эстафету подхватила дочь Анастасия.
— Песня всегда звучала в нашем доме, мою маму в свое время приглашали в «Сибирский хор», у нее был красивый, низкий, бархатистый альт, но судьба распорядилась иначе и, выйдя замуж, она переехала в Венгеровский район. Но всегда в нашем доме звучали русские песни. Под те колыбельные, что пела мама нам – своим детям, через много лет засыпали мои дочери. Песня — это моя душа, она помогает мне и в радости, и в печали, — вспоминает Людмила Лысякова.
Еще в школе своей будущей профессией Людмила выбрала юриспруденцию, но тут вмешался его величество случай – филиал одного юридического университета в Новосибирске уже закрыли, а другого еще не открыли. На переезд в другой город времени не оставалось, и чтобы не терять год, подала документы в Новосибирское культпросветучилище.
Но пристрастие к работе с документами, внимательность и умение дочитывать любой закон до самого конца еще не раз пригодится ей в дальнейшей работе.
Дорога в Колывань была непростой, получив диплом, Людмила работала в городских домах культуры, пела вместе с братьями Заволокиными, но тут опять вмешался случай, теперь уже в лице Валерия Денисова. На одном из совместных концертов Валерий Филимонович пригласил Людмилу Андреевну в Колывань отработать концерт. К творческим доводам музыканта добавились практические аргументы, администрация района пообещала, а затем и предоставила квартиру.
Так и началась колыванская жизнь Людмилы Лысяковой. А потом наступили лихие 90-е и не менее разбитные нулевые. Пришлось совмещать творчество и административную работу на посту начальника отдела культуры.
— Время было тяжёлое, но интересное. Пришлось совмещать административную работу и творческую деятельность. Невысокая зарплата, всеобщая неразбериха тех лет, а коллективы надо было держать, поднимать дух сотрудникам, и, конечно же, выступать.
Репетиции ради репетиций не могли быть, каждому артисту нужен свой зритель. Вот тогда и был создан коллектив «Колыванские звоны» и прозвучала знаменитая «Колыванушка» на стихи Юрия Чуванкова и музыку Валерия Денисова. Зарплату задерживали, но была поставлена задача — не допустить закрытия учреждений культуры.
Искали разные формы работы, одной из которых стал районный творческий конкурс «Таланты земли Колыванской». Главное его отличие – он был телевизионным, проехали весь район, итогом стали фильмы о наших талантливых земляках. Еще один большой проект – районный фестиваль «Семейная бригантина». Мы, работники культуры, стали единой командой.
— И работали мы за идею, — продолжила свои воспоминания Людмила Андреевна.
А потом пришло время, когда стали немного другие ценности: «юбочку покороче, ножки повыше», и это был совсем другой формат, который не совпал с жизненным кредо Людмилы Лысяковой. И она ушла, как говорится, в никуда, но русская песня всегда была рядом.
Мамину песню подхватила старшая дочь Анастасия, солистка Русского академического оркестра Новосибирской государственной филармонии, преподаватель школы для одаренных детей «Лад» областного Дома народного творчества. Участница и победитель многих российских и международных конкурсов и фестивалей, включая проведённые в Цюрихе (Швейцария), Харбине и Лияне (КНР).
Лауреат 16-го Московского международного конкурса исполнителей русского романса «Большая романсиада-2021» в номинации «Мастера романса». Награждена специальным призом Евгении Дарьиной «За верность традициям русской академической вокальной школы».
Анастасия Лысякова внесена в «Красную книгу российской эстрады» за верность русской песне.
После большого перерыва Людмила Лысякова вернулась на колыванскую сцену, но теперь она не только солистка, но и руководитель коллектива «Родные напевы» РДК «Юность». Но и сейчас, как и в начале творческого пути, она уверена, что культура должна учить, просвещать, воспитывать, а не развлекать.
— Наш хор «Родные напевы» — это коллектив единомышленников, и мы стараемся своим творчеством донести до молодого поколения ту чистоту, широту, историю, патриотизм, которые заложены в песнях, а людям старшего поколения напомнить колыбельные матери, теплые семейные вечера, компании друзей, где всегда звучала песня. В репертуаре нашего коллектива русские народные песни, произведения, написанные на народных традициях, песни, где есть смысл, есть душа!
А песня русская жива?!
И в завершение нашего разговора Людмила Лысякова поделилась с нами своим виденьем значения русской песни в современном мире.
— Нынешний век, к сожалению, – это время забвения и утраты традиций и разрушения многих семейных и социальных устоев. Россию нельзя взять в открытом бою, она сразу становится непобедимым щитом. Сейчас все делается тихо, без драки и боя. Надев дружескую личину, через средства массовой информации, чуждая нам идеология внедряется в Россию. Вокруг звучит англоязычная песня. Поклонение перед западной культурой вытесняет из жизни русского общества исконные, хранимые веками народные обычаи и традиции. Например, традицию русской народной песни, исполняемой в кругу друзей, семьи или при застолье, мамы перестали петь детям колыбельные – один из древнейших жанров народной песни. А ведь именно богатство народной песни сообщает о нравственном законе и правилах жизни, о лучших качествах человеческого сердца. Справедливость и отвага, любовь и честь, патриотизм и трудолюбие, бескорыстие и широта души – вот предметы вековой русской песни. Или еще одно, новое направление в песенной культуре, стиль «под русскость» — это когда на сцене артисты в костюмах, как бы традиционно русских, музыка и исполнение тоже, а макияж, подтанцовка — словно собрание «девушек с низкой социальной ответственностью». Да и музыка не блещет разнообразием, в основном, вся на мотив «Умца-умца-тра-ля-ля» и исполняется не на традиционных народных инструментах. Я в таких случаях говорю: «Мёртвая, а все пляшут». Как тут не вспомнить выражение — «чьим умом живешь, того и песенку поешь». А ведь это видят и слушают наши дети, внуки, и в итого, что мы видим сегодня на сцене клубов, домов культуры, хотя это вопрос к их руководителям и родителям.
Традиции, культура, народные песни, танцы только тогда сохраняются, когда к ним бережно и трепетно относятся, когда их чтят и уважают, передают из поколения в поколение. Нет будущего у нации, в которой Иваны не помнят родства. Радует, что в наше время появляются настоящие исполнители народный музыки, пишутся новые песни, в которых сохраняется все то, что Русь хранила веками. Это действительно чистые родники. Как хочется, чтобы они своими светлыми потоками смыли всю грязь, западную наносную культуру, которая вцепилась в родную землю, в души русских людей.
Слушайте, пойте и любите русские песни, песни своего народа, своего края, своей Родины!
Таня Правосудова.