В 2020 году исполнилось 30 лет пребывания Колывани в статусе исторического поселения России (Постановления Министерства культуры РСФСР № 12 от 18.02.1990 г. и Госстроя РСФСР № 3 от 28.02.1990 г.). Этот высокий статус почётен.
И, конечно, с первыми сибирскими городами, возникшими в уникальных природно-климатических условиях, обладающими неповторимыми региональными особенностями. Вся история Колывани – от возведения Чаусского острога (1713 г.), строившегося сразу в технике «города», до настоящего времени, ведущая роль в развитии региона на протяжении 18 — 19 в.в., архитектурно-градостроительное наследие — позволяют ей по праву находиться в статусе исторического поселения.
Чаусские казаки обороняли границу государства Российского на юге Западной Сибири, помогая тем самым русским крестьянам заселять и осваивать земли Среднего Приобья. Прошедший через Чаусский острог Московско-Сибирский тракт – главная дорога страны — оживил хозяйственную жизнь поселения. Обслуживание Тарско-Томского участка тракта способствовало появлению новых ремёсел и занятий у населения разраставшегося посада, связанных с производством предметов, необходимых для нужд гужевого транспорта, а также поставки подвод и саней для почтовой гоньбы, «дворничества» — для обслуживания людей, проезжавших по тракту.
В судной избе острога, а затем в Чаусском волостном правлении горные офицеры конторы Колывано-Воскресенских заводов строго следили за регулярной поставкой необходимого количества приписных крестьян деревень Чаусского ведомства для заводских работ. Их тяжёлый труд в рудниках, на заготовке леса для отжига древесного угля, на котором работали домны медеплавильных заводов, на вывозке руды, готовой продукции, отходов – стал основой для развития горнодобывающей и металлургической промышленности Алтайского края.
Но протест томских чиновников и купцов нашёл поддержку в созданном в процессе реформ Сибирском комитете, управлявшем всей Сибирью из Петербурга. Указом от 14 июля 1823 года губернский центр оставлен в Томске, за Колыванью был закреплён статус города «окружного» (уездного).
С ростом населения ещё в 1719 году в остроге было выстроена деревянная церковь «…свята пророка Ильи» и поставлены дворы для священников. В 1799 году был образован приход новой трёхпрестольной церкви во имя Богоявления Господня. А с 1816 года рядом с деревянной строилась каменная церковь того же имени, освящённая в 1833 году.
Ежегодные наводнения, недостаток места для дальнейшего развития и ряд других причин послужили основанием для переноса города на более удобное и просторное место. План окружного города Колывани для переноса его на новое место с предоставлением площади под строительство в 3,5 раза большей, чем на месте Чаусского острога, был спроектирован архитектором К.Турским, и царь Николай I утвердил его 26 октября 1834 года. К середине 1850-х годов переселение города завершилось. А с 1856 года город был лишён статуса «окружного» и выведен «за штат», так как был упразднён Колыванский округ.
Но это не обескуражило колыванцев. Спустя три года, по ходатайству епископа Томского Его Преосвященства Парфения перед Святейшим Синодом была разрешена к постройке в Колывани соборная церковь во имя Святой Живоначальной Троицы. Освящённый в 1867 году однопрестольный собор стал первым каменным зданием в городе.
Совет Главного управления Западной Сибири 30 июля 1859 года принял решение о новом открытии Екатерининской ярмарки в Колывани на основе ходатайства купеческого и мещанского общества города. Официально о её открытии было объявлено в 1837 году. Проходила она с 24 ноября по 9 декабря, но особо оживлённой торговли на ней не наблюдалось по причине одновременно проводившихся более крупных ярмарок, и её закрыли. Но, обращаясь с ходатайством о новом открытии ярмарки, городское общество обещало построить на средства от городского запасного капитала на первый раз до шести приходных лавок в одном корпусе, каждую из них в длину и ширину по 10 аршин, ценой с материалами и работой в 150 рублей, а всего на сумму 900 рублей серебром. В это время городская казна неплохо пополнялась за счёт продажи и сдачи в аренду земельных участков, так как вся городская земля – 331 десятина 116 кв. саженей (1 дес. – 2400 кв. с. или 1,09 га) – была собственностью города. Благоприятным обстоятельством было и то, что ближайшая к Колывани ярмарка находилась за 200 вёрст – в Сузунском заводе.
Колывань стремительно развивалась уже за счёт собственных ресурсов. В 60-е – 80-е годы 19-го века в свечном и салотопенном производствах она занимала первое место в Томской губернии, в кирпичном и маслобойном – третье. Город считался известным центром по производству простейшего сельхозинвентаря в Западной Сибири. Более сотни кустарных мастерских обеспечивали население необходимыми предметами для ведения хозяйства. Развивалась торговля сахаром, чаем, мясом, маслом, мукой, бакалейными и мануфактурными товарами.
Для ярмарочной торговли строились временные лабазы и до 50-ти разборных приходных лавок, каждая из которых приносила доход городу от 10 до 30 рублей. Закупалось до одного миллиона пудов зерна и сотни пудов мяса для Иркутской губернии. Сюда везли свои товары купцы из Китая, стран Средней Азии, из Тюмени привозили кожевенные товары и паласы. Росли обороты ярмарки: с 5715 рублей в начале 60-х годов, до 20583 рублей — в начале 70-х.
В 80-е годы в окрестных больших сёлах были открыты ярмарки, совпадающие по срокам с Екатерининской, что повлекло снижение продаж на ней.
В городе строились прекрасные каменные особняки, больница с аптекой, где лекарства для бедных отпускались бесплатно. Купец II гильдии К. К. Кривцов в 1876 году пристроил к Троицкому собору левый и правый приделы, в 1887 году была освящена церковь во имя святого Благоверного князя Александра Невского, также возведённая на средства семьи Кривцовых. Открыты приходские училища для мальчиков и девочек в деревянных зданиях, построенных К. К. Кривцовым и городское 2-классное училище (с 6-летним курсом обучения) – в каменном здании, построенном купцом Г. И. Пастуховым (сейчас – Колыванская школа № 2). Рядом с училищем к 1890 году вознесла к небу купола домовая Покровская церковь, которую Г. И. Пастухов построил для школьников, поэтому её содержание, труд священников и дома для них оплачивались из собственных средств купца.
К 1894 году население Колывани увеличилось до 14232 человек. Последующие события: строительство железнодорожного моста через Обь, отток населения к месту будущего города Новониколаевска, сокращение торговли хлебом и мясом, конечно, нанесли удар по хозяйственной жизни Колывани.
К 1917 году в городе насчитывалось 9953 жителя. Но работали 116 торгово-промышленных заведений, и их продукция продолжала пользоваться повышенным спросом.
Бурные события 20-го начала 21-го веков наложили свой отпечаток на хозяйственную и общественную жизнь Колывани. Но остаются памятники архитектуры и истории, напоминающие нам о том, в каком неординарном поселении мы живём. И колыванцы должны позаботиться о том, чтобы наша любимая Колывань всегда соответствовала почётному статусу исторического поселения России.
Антонина Дорохова.
Заведующая научно-просветительным отделом РМКУ «Колыванский
краеведческий музей», почётный
работник культуры НСО.
Оперативно-профилактическое мероприятие «Нетрезвый водитель» проводилось с 18.00 часов 2 ноября до 09.00 часов 5 ноября.
С 1 ноября во всех регионах страны ввели систему, позволяющую участникам спецоперации без документов подтвердить…
15500 наличными и 11500 - перечислением на карту: именно столько собрали и передали волонтерам "Масксетей…
Отчет по фасовке от 27 октября и 2 ноября выложили в группу волонтеры "СухПая".
Чтобы обеспечить хороший урожай в будущем, крайне важно заранее подготовить землю к зимовке.
В Колыванской детской школе искусств активно развиваются творческие инициативы, и воспитанники вновь продемонстрировали свои таланты…