Команда «ортодонт- логопед»
Кратко
Несмотря на то, что логопедия относится к педагогике, она развивается в тесном контакте с медицинскими науками, со стоматологией, в частности.
Речевые расстройства у детей и подростков – это актуальная проблема. Своевременно выявить миофункциональные нарушения, которые приводят к речевым расстройствам, возможно при тесном взаимодействии врача ортодонта и логопеда, пишет канал «Здравконтроль«
Несмотря на то, что логопедия относится к педагогике, она развивается в тесном контакте с медицинскими науками, со стоматологией, в частности.
Как правило, миофункциональные нарушения возникают на фоне зубочелюстных аномалий. Разновидность патологии прикуса позволяет определить дальнейшую тактику лечения.
Речевой аппарат – это система взаимосвязанных органов, которые отвечают за артикуляцию (звукопроизношение) и построение речи. Центральный речевой аппарат состоит из воспринимающих и двигательных органов, а периферический – из дыхательных и звукообразующих. В группу органов, отвечающих за артикуляцию, входят челюсти, небо, губы, зубы, язык. Разные способы взаимодействия подвижных органов с малоподвижными способствуют звукообразованию и членораздельной речи.
Большинство людей не видят никакой взаимосвязи между неправильной осанкой, ротовым дыханием, патологическим прикусом и неправильным звукопроизношением. Между тем, от того, как лежит в полости рта язык, как человек держит голову, какие мышцы лица и шеи у него в течение дня напряжены, какая длина уздечки языка или губ зависит его способность к правильному звукообразованию. От этих же факторов во многом зависит и положение зубов, а также размеры и форма челюстей, симметрия лица, эстетика улыбки.
Аномалии развития зубочелюстного аппарата вызывают различные речевые расстройства. Так, патологии строения неба часто приводят к нарушению взаимодействия носового резонатора с ротовым, что провоцирует искажение произношения звуков, появлению ринолалии, носовому оттенку речи.
Для полного устранения речевых расстройств важна совместная работа ортодонта и логопеда. Так при некоторых расстройствах звукопроизношения эффективная коррекция может быть проведена только после нормализации прикуса. Например, при открытом прикусе, когда отсутствует контакт между верхними и нижними зубами, у пациентов наблюдаются проблемы с дикцией — меняется произношение свистящих звуков. В этом случае исправить речевые расстройства можно только после предварительного лечения у ортодонта и коррекции открытого прикуса. Врач ортодонт назначает аппараты, а логопед — артикуляционную гимнастику. Упражнения из артикуляционной гимнастики для языка, мягкого нёба, губ, щёк, шеи, которые необходимо выполнять каждый день.
Помимо этого, необходимо проводить массаж языка и делать различные фонетические упражнения – скороговорки, фразы, содержащие необходимые звуки. Часто пациентам дополнительно назначаются трейнеры и вестибулярные пластинки, цель которых — нормализация мышечного тонуса мимических и жевательных мышц.
Использование ортодонтических конструкций помогает восстановить окклюзию, нормализовать функции мышечного аппарата, что в свою очередь способствует устранению речевых проблем.
