Патологии мозга: найти причину и начать лечение

По данным врачей, заболевания головного мозга диагностируют у 10—47% детей, обратившихся за психиатрической помощью. Органические психические расстройства или заболеваний головного мозга часто сочетаются с другими психическими нарушениями, негативно влияют на социализацию и качество жизни пациентов.

Заболевания мозга возникают у детей по разным причинам и в разные периоды развития. До рождения мозг ребенка может пострадать от недостатка кровоснабжения, внутриутробной инфекции, развития наследственных болезней, недоношенности, родовых травм и других патологий. После рождения — от эпилепсии, инфекционного заболевания, черепно-мозговой травмы, отравления токсическими веществами или радиационного поражения, тяжелых соматических, инфекционных или аллергических заболеваний. 

Последствия заболеваний — тесное переплетение неврологических и психических симптомов. Для детей до года характерны нарушения развития неврологических функций. С возрастом происходит перераспределение акцентов – усиливаются симптомы психических расстройств, и уже к двум-трем годам родители замечают признаки нарушений психического развития. Поэтому важно при первых признаках отставания ребенка в речевом, моторном, психическом, эмоциональном развитии обращаться к специалистам: педиатру, невропатологу или психиатру.

Клинические особенности заболеваний головного мозга у детей  определяются возрастным уровнем неврологического и психического развития. Важно определить причину заболевания и своевременно начать его лечение. 

Признаки патологии развития головного мозга, которые чаще всего выявляются на первом году жизни:

  • Синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости (беспокойство, тремор подбородка и конечностей, оживление рефлексов, вздрагивания, нарушения сна)
  • Синдром общего угнетения (вялость, адинамия, снижение рефлексов, низкая реакция на окружающее)
  • Гипертензионно-гидроцефальный синдром (повышение ликворного давления)
  • Эпилептические синдромы (генерализованные или фокальные приступы)
  • Задержка становления моторных и речевых функций

В дошкольном возрасте патологии головного мозга выражаются сочетанием неврологической симптоматики с начальными признаками нарушений развития. Это может быть задержка развития двигательных функций, нарушение психологического развития, в том числе – проявления расстройства аутистического спектра, которые могут проявляться и в более раннем возрасте, СДВГ, слабость запоминания, неврозоподобные симптомы (страхи, тики, заикание). В школьном возрасте чаще встречаются расстройства познавательных процессов с нарушением школьных навыков: утомляемость, истощаемость при различных видах нагрузки, нарушения интеллектуального развития, нарушения эмоций и поведения, усиление тревоги. В дальнейшем, к пубертатному периоду, увеличиваются проблемы эмоционально-волевой сферы, подростки становятся более возбудимыми и агрессивными, часто с нарушениями поведения. 

Точный диагноз о наличии или отсутствии патологии головного мозга устанавливается на основании жалоб, данных анамнеза, нейрофизиологического обследования, осмотра невролога, офтальмолога, педиатра, логопеда, которые при выявлений нарушения психического развития могут направить ребенка на дообследование к врачу-психиатру. Психиатрическое обследование включает психиатрическое интервью ребенка и его родителей, а также проведение экспериментально-психологического и нейропсихологического исследований. Это дает основные сведения для диагностики психического заболевания. В некоторых случаях для используются инструментальные методы диагностики, такие как электроэнцефалограмма, компьютерная томография и др.

Лечение пациентов с заболеваниями головного мозга включает в себя курс медикаментов, психотерапию, физиотерапию и других лечебные средства и методы, которые зависят от вида и степени тяжести заболевания. 

Раннее выявление психических расстройств у детей и формирование системы помощи – важное направление деятельности медиков Новосибирской области. Детей, достигших двухлетнего возраста и входящих в группу риска нарушения психического развития, осматривает детский врач-психиатр в рамках профилактического осмотра. Включение скрининга в повседневную врачебную практику способствует более раннему выявлению РАС и более точной диагностике нарушений развития.

admin

Recent Posts

Самбисты почтили память мастера спорта СССР колыванца Михаила Певзнера

Турнир памяти нашего известного земляка, мастера спорта по самбо Михаила Файвовича Певзнера прошел в Колывани.

2 часа ago

Проще, прозрачнее и справедливее

Система распределения средств государственной поддержки нуждается в реформировании, прозвучало на заседании комитета Законодательного Собрания Новосибирской…

10 часов ago

Хлебобулочные изделия: правила выбора

В России хлеб традиционно считается основным продуктом питания, так он почти наполовину удовлетворяет потребность организма…

10 часов ago

Развитие спорта обсудили на выездном совещании Общественной палаты

Комиссия по развитию спорта и туризма Общественной палаты Новосибирской области в четверг, 14 ноября работала…

16 часов ago

Сегодня — Родион Ледолом

В народном календаре 23 ноября — это день Родиона Ледокола.

17 часов ago

Желчнокаменная болезнь и острый холецистит

Желчнокаменная болезнь и острый холецистит – что это такое и чем это грозит? Рассказывает наш…

1 день ago