Здравоохранение

Патологии мозга: найти причину и начать лечение

По данным врачей, заболевания головного мозга диагностируют у 10—47% детей, обратившихся за психиатрической помощью. Органические психические расстройства или заболеваний головного мозга часто сочетаются с другими психическими нарушениями, негативно влияют на социализацию и качество жизни пациентов.

Заболевания мозга возникают у детей по разным причинам и в разные периоды развития. До рождения мозг ребенка может пострадать от недостатка кровоснабжения, внутриутробной инфекции, развития наследственных болезней, недоношенности, родовых травм и других патологий. После рождения — от эпилепсии, инфекционного заболевания, черепно-мозговой травмы, отравления токсическими веществами или радиационного поражения, тяжелых соматических, инфекционных или аллергических заболеваний. 

Последствия заболеваний — тесное переплетение неврологических и психических симптомов. Для детей до года характерны нарушения развития неврологических функций. С возрастом происходит перераспределение акцентов – усиливаются симптомы психических расстройств, и уже к двум-трем годам родители замечают признаки нарушений психического развития. Поэтому важно при первых признаках отставания ребенка в речевом, моторном, психическом, эмоциональном развитии обращаться к специалистам: педиатру, невропатологу или психиатру.

Клинические особенности заболеваний головного мозга у детей  определяются возрастным уровнем неврологического и психического развития. Важно определить причину заболевания и своевременно начать его лечение. 

Признаки патологии развития головного мозга, которые чаще всего выявляются на первом году жизни:

  • Синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости (беспокойство, тремор подбородка и конечностей, оживление рефлексов, вздрагивания, нарушения сна)
  • Синдром общего угнетения (вялость, адинамия, снижение рефлексов, низкая реакция на окружающее)
  • Гипертензионно-гидроцефальный синдром (повышение ликворного давления)
  • Эпилептические синдромы (генерализованные или фокальные приступы)
  • Задержка становления моторных и речевых функций

В дошкольном возрасте патологии головного мозга выражаются сочетанием неврологической симптоматики с начальными признаками нарушений развития. Это может быть задержка развития двигательных функций, нарушение психологического развития, в том числе – проявления расстройства аутистического спектра, которые могут проявляться и в более раннем возрасте, СДВГ, слабость запоминания, неврозоподобные симптомы (страхи, тики, заикание). В школьном возрасте чаще встречаются расстройства познавательных процессов с нарушением школьных навыков: утомляемость, истощаемость при различных видах нагрузки, нарушения интеллектуального развития, нарушения эмоций и поведения, усиление тревоги. В дальнейшем, к пубертатному периоду, увеличиваются проблемы эмоционально-волевой сферы, подростки становятся более возбудимыми и агрессивными, часто с нарушениями поведения. 

Точный диагноз о наличии или отсутствии патологии головного мозга устанавливается на основании жалоб, данных анамнеза, нейрофизиологического обследования, осмотра невролога, офтальмолога, педиатра, логопеда, которые при выявлений нарушения психического развития могут направить ребенка на дообследование к врачу-психиатру. Психиатрическое обследование включает психиатрическое интервью ребенка и его родителей, а также проведение экспериментально-психологического и нейропсихологического исследований. Это дает основные сведения для диагностики психического заболевания. В некоторых случаях для используются инструментальные методы диагностики, такие как электроэнцефалограмма, компьютерная томография и др.

Лечение пациентов с заболеваниями головного мозга включает в себя курс медикаментов, психотерапию, физиотерапию и других лечебные средства и методы, которые зависят от вида и степени тяжести заболевания. 

Раннее выявление психических расстройств у детей и формирование системы помощи – важное направление деятельности медиков Новосибирской области. Детей, достигших двухлетнего возраста и входящих в группу риска нарушения психического развития, осматривает детский врач-психиатр в рамках профилактического осмотра. Включение скрининга в повседневную врачебную практику способствует более раннему выявлению РАС и более точной диагностике нарушений развития.

admin

Recent Posts

Как подготовить почву на вашем участке к зиме

Чтобы обеспечить хороший урожай в будущем, крайне важно заранее подготовить землю к зимовке.

6 часов ago

Победы в «Осенней мозаике»

В Колыванской детской школе искусств активно развиваются творческие инициативы, и воспитанники вновь продемонстрировали свои таланты…

7 часов ago

«Деликатная тема» — видеолекции и арт-терапия

Психолог отделения социальной реабилитации А.И. Чуйкина провела занятие с участниками школы ухода.

7 часов ago

«Колесо истории» в Юрт-Акбалыке

активисты-юнармейцы и члены Движения Первых из Юрт-Акбалыка Самира Кирасирова и Ильяс Хуснутдинов приняли участие в…

8 часов ago

Скала: «Сила России в единстве»

В преддверии Дня народного единства в ДК «Маяк» прошел Патриотический марафон под названием "Сила России…

10 часов ago

Малочеремшанцы встретили День народного единства

4 ноября Мало-Черемшанский сельский клуб совместно с библиотекой провели информационный час с презентацией, посвященный Дню…

10 часов ago