Регион

Сдайте все дела в архив

Кратко

Проблему сохранности документов по личному составу ликвидируемых предприятий поставил Совет по взаимодействию Законодательного Собрания Новосибирской области с представительными органами муниципальных районов и городских округов.

Проблему сохранности документов по личному составу ликвидируемых предприятий поставил Совет по взаимодействию Законодательного Собрания Новосибирской области с представительными органами муниципальных районов и городских округов.

«Действительно, проблема значимая, – прокомментировал председатель комитета Законодательного Собрания по государственной политике, законодательству и местному самоуправлению Игорь Умербаев. – В первую очередь это касается частных предприятий, которые не всегда должное внимание уделяют документам. Для работников таких предприятий небрежность в оформлении трудовых отношений впоследствии может обернуться некорректным определением размера пенсии, стажа, коэффициентов, выслуги… Архивная служба берет на себя сверх своих функциональных обязанностей работу по сохранению и упорядочиванию документов по личному составу. Но зачастую архивисты не владеют оперативной информацией о ликвидируемых предприятиях. Поэтому они предлагают сформировать соглашение с налоговыми органами, которые владеют более оперативной, достоверной информацией, чтобы архивная служба могла своевременно включиться в организацию процесса сохранения документов ликвидируемых предприятий по личному составу. Роль государственного архива в обеспечении интересов граждан, их прав, очень значимая. Это именно сохранение истории, сохранение реальных документов, правдиво отражающих личную историю человека».

Игорь Умербаев подчеркнул: «Понятно, что чем человек юридически грамотнее, тем больше внимания он уделит своим документам. А что делать тем, кто просто работает добросовестно, честно, но он не специалист в сфере кадрового делопроизводства? Можно только посоветовать людям быть более внимательными. А с точки зрения органа государственной власти необходимо ставить вопрос ответственности должностных лиц, которые обязаны вести кадровую работу».

Председатель Совета депутатов Купинского района Наталья Сорокина рассказала реальную историю пенсионера. Отработав 45 лет в сельском хозяйстве, он заработал минимальную пенсию в 14,5 тысячи рублей. Получить  справку о заработках определенного периода мужчина не смог, так как платежные ведомости были уничтожены при  реорганизации совхоза в акционерное общество. Даже получить так называемую «колхозную» доплату он не может, поскольку в трудовой имеются исправления, нечетко видна печать. И человек говорит о ненависти к власти, потому что работал без отпуска и выходных, а в старости остался ни с чем. «Все мои  разъяснения о том, что нужно было следить за записями в трудовой и сверить все до  выхода на пенсию, мое предложение попробовать решить проблему в суде его не успокоили. Это не единственный случай. Как показывает практика, никто и никогда не понес ответственность за уничтожение архива по личному составу», – сказала Наталья Сорокина. 

 На заседании Совета по взаимодействию Законодательного Собрания с представительными органами муниципальных районов и городских округов Наталья Сорокина отметила, что после начавшейся в 90-х годах экономической реформы усложнился процесс получения людьми сведений о трудовом стаже, установлении льгот в связи с профессиональной деятельностью человека, получении государственных и ведомственных наград. А это дает возможность пенсионерам   пересматривать  размеры их пенсий, получать компенсации, пользоваться льготами. Документы от предприятий зачастую утрачены. И сегодня процесс продолжается. Только за последние пять лет в районах области, по информации с мест, ликвидировано более 660 организаций.

Одно из предложений Натальи Сорокиной – изменить правила ликвидации организаций, в том числе в форме реорганизации. Чтобы внесение записи в Единый государственный реестр юридических лиц осуществлялось только после предъявления в налоговую инспекцию акта о передаче документов по личному составу в государственный архив или правопреемнику. 

Начальник управления государственной архивной службы Новосибирской области Константин Захаров объяснил нежелание конкурсных управляющих или ликвидаторов предприятий сотрудничать с архивной службой. По его мнению, причина – в плохом физическом состоянии и низком качестве оформления документов, отсутствии кадровых и финансовые возможностей для подготовки и передачи личных дел работников. «Зачастую отсутствует понимание значимости сохранения документов», – заметил он.

В решении Совета по взаимодействию Законодательного Собрания с представительными органами муниципальных районов и городских округов – рекомендация Правительству Новосибирской области проработать вопрос о заключении соглашений с налоговой и службой государственной статистики о взаимодействии в части предоставления сведений о начале процедуры ликвидации, реорганизации юридических лиц. Чтобы архивные органы и учреждения могли принять меры для сохранности документов по личному составу ликвидируемых (реорганизуемых) организаций. Органам местного самоуправления рекомендовано заблаговременно уведомлять архивную службу о процедурах ликвидации или реорганизации предприятий, организаций, учреждений.

Совет обратился к Законодательному Собранию с просьбой изучить возможность для расширения перечня документов, которые предоставляются для государственной регистрации при ликвидации юридического лица. В таких документах должно также быть подтверждение передачи документов по личному составу в архив. Прозвучало также  предложение, чтобы установить административную ответственность должностных лиц за неисполнение обязанности по передаче документов по личному составу.