Трудный год аграриев
Кратко
Депутаты Законодательного Собрания потребовали срочно принять меры к исправлению ситуации с предоставлением господдержки новосибирским сельхозпроизводителям.
Депутаты Законодательного Собрания потребовали срочно принять меры к исправлению ситуации с предоставлением господдержки новосибирским сельхозпроизводителям.
Господдержка должна быть в полном объеме
На октябрьском заседании комитета Законодательного Собрания по аграрной политике, природным ресурсам и земельным отношениям депутаты заслушали отчет заместителя Председателя Правительства Новосибирской области – министра сельского хозяйства Андрея Шинделова о предоставлении аграриям региона государственной поддержки. По информации министра, общий бюджет государственной поддержки аграрных предприятий области составляет 4 млрд 952 млн рублей. Из них 1 млрд 450 млн рублей – средства федерального бюджета и 3,5 млрд рублей – областные средства. Перечень направлений господдержки очень широк: от компенсации части затрат на производство молока, производство и реализацию зерновых культур, овощей защищенного грунта, до компенсации части затрат на приобретение сельскохозяйственной техники, элитных семян и даже на закладку и уход за земляникой садовой.
На 1 октября до расчетных счетов аграрных предприятий региона доведено 2 млрд 250 млн рублей, из которых 944 миллиона – это средства федерального бюджета.
Министр проинформировал депутатов, что по целому ряду направлений господдержки процедура отбора проводилась неоднократно. Одной из причин Андрей Шинделов назвал некачественную подготовку документов аграрными предприятиями, включая как существенные ошибки, так и мелкие технические недочеты, из-за чего приходится проводить две, а то и три процедуры отбора претендентов. «Сейчас мы работаем с такими организациями, как «Центр компетенций», которые помогают аграриям готовить документы и формировать заявки», – пояснил министр.
Депутатская оценка доведения господдержки до аграриев была резко критической.
«Из запланированных почти пяти миллиардов рублей до крестьян на сегодняшний день доведено меньше половины, – подвел итог председатель комитета Денис Субботин. – И это при такой архисложной ситуации, которая в этом году сложилась с уборкой, с реализацией продукции. При том, что комитет обращал внимание на эту проблему еще в прошлом году. И федеральный Минсельхоз говорит: по максимуму деньги доводите». Признавая, что могут быть определенные объективные причины задержек, глава аграрного комитета критически оценил данное направление работы министерства: «Ситуация, видимо, пока управляемая, но она болезненная. Минсельхоз работает в старом стиле, который, мне кажется, не соответствует, текущему моменту».
Еще раз заслушать отчет министерства депутаты решили 9 декабря, на последнем в этом году заседании комитета. «До этого времени надо не просто провести конкурсы, а довести средства до крестьян. Да, я понимаю, у них проблемы с документами, они неправильно что-то делают, но других крестьян у нас нет. Проводите учебу, семинары, привлекайте районные управления сельского хозяйства. Финансовые средства должны быть доведены до крестьян», — подчеркнул Денис Субботин.
Общесибирский
статус ЧС
Комитет Заксобрания по аграрной политике, природным ресурсам и земельным отношениям рассмотрел и другие дополнительные меры поддержки сельхозпроизводителей. В числе основных льготное кредитование, семена для нового урожая, наконец вопрос реализации огромного количества фуражного зерна, которое нужно куда-то продать.
По словам Андрея Шинделова, лимит регионального Минсельхоза на компенсацию процентной ставки по льготному кредитованию выбран сельхозтоваропроизводителями практически на 100 процентов.
«За 385-ю миллионами рублей по субсидированию процентной ставки стоят более пяти миллиардов рублей выданных кредитов», – пояснил глава областного Минсельхоза. Запрос на дополнительный лимит по субсидированию процентной ставки отправлен в федеральное Министерство сельского хозяйства. Однако, ответа пока нет. По информации министра, во всех муниципальных районах Новосибирской области ведётся работа по оценке ущерба, нанесённого посевам. При этом использование федеральных средств на компенсацию потерь аграриев возможно при объявлении чрезвычайной ситуации федерального или межрегионального характера. Глава областного Минсельхоза отметил, что сейчас этот вопрос прорабатывается в сотрудничестве с Алтайским краем, Омской, Томской и Кемеровской областями. Соответствующие обращения главы регионов Сибири направили в Минсельхоз России.
Председатель комитета Денис Субботин обратил внимание на то, что количественно урожай пшеницы почти не уступает прошлогоднему. «Только тогда пшеница в целом шла на уровне третьего класса, сегодня – фуражная и даже хуже. Может получиться, что продана она будет с убытком. В таком режиме крестьяне долго не протянут – не так уж хорошо они живут. Сегодня вся надежда на поддержку федерального центра», – заявил он.
В ситуации обилия фуража его рационально использовать в животноводстве, отметили депутаты. Однако проблемы существуют и здесь.
«В области стремительно сокращается молочное поголовье, – высказался депутат Олег Бугаков. – Только в этом году более чем на восемь тысяч голов. Было бы неплохо, если бы областные власти поощряли мелкие сехозпредприятия и КФХ заниматься животноводством. Молоко и мясо никогда лишними не будут, и некачественное зерно скотина съест с удовольствием».
По итогам обсуждения комитет по аграрной политике, природным ресурсам и земельным отношениям решил: рекомендовать региональному Минсельхозу держать на контроле ситуацию с введением ЧС межрегионального масштаба; рекомендовать Минсельхозу и Минфину Новосибирской области предусмотреть возможность перераспределения средств поддержки из областного бюджета, в случае, если по какому-то направлению часть этих средств осталась невостребованной. Бюджет следующего года необходимо планировать с учётом непростой ситуации, сложившейся в аграрном секторе.