Новости

За романтикой на край света

Кратко

8 июля 1974 года постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР было принято решение о строительстве Байкало-Амурской железной дороги, а уже 23 июля на берегах Байкала высадились первые строители. БАМ был объявлен всесоюзной ударной комсомольской стройкой и туда поехала молодежь со всей страны. Посреди тайги рождались новые города и новые семьи.

8 июля 1974 года постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР было принято решение о строительстве Байкало-Амурской железной дороги, а уже 23 июля на берегах Байкала высадились первые строители. БАМ был объявлен всесоюзной ударной комсомольской стройкой и туда поехала молодежь со всей страны. Посреди тайги рождались новые города и новые семьи.

О том, как всё начиналось в холодной дикой тайге на северных берегах Байкала, все знают уже давно, но о том, что в нашем посёлке Колывань живут настоящие строители БАМа, может быть, знают ещё не все. Этот рассказ о людях, которые приняли самое активное участие в этой комсомольской стройке двадцатого века…

Живёт себе тихонько в нашем сибирском посёлке Колывань одна замечательная семейная пара – Владимир Михайлович Десятов и Людмила Ивановна Рыбская. Именно они не понаслышке много знают о строительстве Байкало–Амурской железной дороги.

Этот незабываемый отрезок своей жизни Владимир Михайлович с супругой Людмилой Ивановной вспоминают с большим удовольствием и называют его лучшими годами всей жизни, потому что именно там, на неосвоенных ещё тогда землях, они узнали, что такое крепкая дружба, товарищеская взаимовыручка, братство и настоящая любовь.  Там они встретили друг друга, создали крепкую семью, там же выросли и отучились в школе дети… Всё это с огромной радостью вспоминали супруги, с искоркой в глазах оба рассказывали, как всё начиналось, как приехали туда, устроились на работу и стали вместе с другими, такими же как они молодыми людьми, создавать всё с нуля… Только представьте, какая романтика, когда ты, молодой и горячий, едешь из своего родного городка на работу, на стройку, в глухую тайгу!

По зову партии Людмила Ивановна в 1970 году поехала восстанавливать город Ташкент после землетрясения, а в 1975 году с бригадой строителей отправилась на строительство легендарной железной дороги, на которую было потрачено много ресурсов, как человеческих, так и материальных. В приятных воспоминаниях женщины всплывала гористая местность, сопки, вечные камни. В таком «диком» месте приходилось вести строительство железной дороги, жилых домов, городов и посёлков. Не всё было сладко, как кажется теперь… Трудились не покладая рук, и днём, и ночью. Ведь в те годы они были ещё молодыми и неудержимыми и, казалось, силы и энергия никогда не иссякнут.

Сначала на БАМ приезжали строители и быстро строили бараки, были они разные, но в основном, на 24 человека, по 12 с каждой стороны. Но прежде, чем начать строительство, нужно было сделать отсыпку, потому что невозможно было на камнях и глыбах построить здание. А чтобы зайти в барак, приходилось подниматься по деревянному настилу, люди часто падали с этих настилов и разбивались. Была очень большая смертность, даже автомобили с людьми иногда срывались в пропасть… На БАМе никогда не было «застоя», работали люди сутками, работа была очень трудная и нескончаемая.

Но по приезду на БАМ нужны были в первую очередь мужские рабочие руки, а женщины требовались не везде, разве что в детских учреждениях и больницах, которые ещё были в процессе строительства. Имея при себе хорошую характеристику с прошлого места работы, Людмила Ивановна без дела не осталась…

С улыбкой на лице, тепло и по-доброму вспоминает она времена, когда работала заведующей складом промышленных товаров в ОРСе (торговля) и заместителем главного врача по административно-хозяйственной части в местной больнице. Именно в этот период и приметили тогда они с Владимиром Михайловичем друг друга…

Владимир Михайлович приехал на эту великую стройку в 1978 году и стал работать сварщиком. Из его рассказа стало известно, что несмотря на огромный объём работы, устроиться на БАМе было нелегко, нужно было пройти очень строгую медицинскую комиссию. Но желание трудиться и зарабатывать деньги помогло преодолеть все преграды. За все годы жизни на БАМе поработать пришлось везде: МК №47 (механизированная колонна) в посёлке Юктали, колонна СМП (строительно-монтажный поезд), СУ-90, в народе их называли «взрывниками». Мужчина всю жизнь был хорошим и всегда востребованным сварщиком, которого очень ценили, особенно на стройке… Поэтому работой он никогда не был обделён: в любую погоду приходилось на сырой земле и на снегу лежать под трактором или автомобилем, чтобы техника могла вновь приступить к работе.

Вспоминают с радостью супруги и те времена, когда они решили создать семью, не скрывают, что уже давно знали друг друга, но всё как-то не могли насмелиться, что ли. Поженились и, как все остальные рабочие, жили в бараке, потихоньку подрастали и учились дети… 

Воспоминания одно за другим «захлёстывали» наших героев. Казалось, они готовы часами напролёт рассказывать о тех незабываемых годах, которые были прожиты на БАМе: Людмила Ивановна имеет 20-летний стаж работы, а Владимир Михайлович имеет 17 лет трудового стажа.

Супруги вспомнили о том снабжении, которым обеспечивало наше государство строителей Байкало-Амурской магистрали.

— Всё самое лучшее, что считалось в те времена дефицитом и не появлялось на прилавках магазинов, большими партиями и по низким ценам было направлено на БАМ, сюда вагоны с товаром шли один за другим, питались и одевались люди здесь очень хорошо, — рассказывали они.

Здесь создавались новые семьи и рождались новые дети. Жизнь кипела, а люди трудились и продолжали дальше осваивать и покорять новые территории нашей необъятной страны.

Очень оживлённо и с радостью показывали супруги заранее приготовленные фотографии с БАМа, весело описывали каждый снимок, рассказывая о всех, кто там изображён.

— Это мы на крупных лыжных соревнованиях в 1982 году, где наша команда заняла первое место! А здесь мы на демонстрации 7 ноября 1987 года! — весело рассказывают супруги. – Проводы зимы в Эвенкийском посёлке Усть-Нюкжа… Первомайская демонстрация 1985 года… Всей семьёй катаемся на лыжах в посёлке Юктали…  Это Вова на промышленной базе СУ-90 с другими ребятами из бригады, — продолжает женщина.

И так можно было слушать ещё очень долго, потому что фотографий в архиве Владимира Михайловича и Людмилы Ивановны очень много, как и записей в старых пожелтевших блокнотах с какими-то пометками и закладками, по которым можно судить, что воспоминания о БАМе навсегда осели в памяти этих добрых и отзывчивых людей.

Много интересного рассказали супруги о своей работе, о людях, с которыми они трудились, много воспоминаний было красоте тех, ещё не совсем освоенных и обжитых мест… Воспоминания всплывали в голове одно за другим, им всё хотелось рассказать, поделиться своими эмоциями и чувствами. Слушая их, было видно, насколько дорог этим замечательным людям отрывок жизни на БАМе и до глубины души приятны воспоминания о нём.

— Когда жили в Тынде, мы в лесу бруснику собирали, стоя на мраморе. Эта ягода росла из-под мрамора, а мрамор чёрный, — поделилась Людмила Ивановна, удивляя своим рассказом. – Первый раз я была сильно удивлена: казалось, что я стою на зеркале и собираю ягоды. Это была мраморная глыба, из-под которой росли ягоды!

 – В то время каждый начальник в организациях выделял машину, чтобы рабочие могли съездить в лес. По выходным мы выезжали в лес и запасались к зиме ягодами и грибами. Ягода там росла очень крупная, да и грибов было в тех местах очень много! – вспоминала женщина.

Продолжая тему о жизни на БАМе, она рассказала, что помимо основной работы, старалась заработать побольше денег, проводя в своём посёлке свадьбы, юбилеи и другие торжества. Также общалась с местными поэтами и до сих пор хранит сборники их стихов и очень дорожит ими. Бережно листала женщина ту заветную тетрадку, где от руки написаны все стихи, игры, песни и сценарии праздников. Ведь в те годы ещё не было интернета и сотовых телефонов, поэтому приходилось всё записывать в тетрадь.

Ещё вспомнился героям статьи один очень приятный момент из их жизни.      

— Только ты приехал на работу, на строительство БАМа, сразу пишешь заявление, то есть, встаёшь на очередь на машину. Самая дорогая тогда считалась «шестёрка», — рассказывает Людмила Ивановна. — Проработав три года, я получила чек на покупку автомобиля. Три раза стояла я в очереди и три раза получала машину. Все мужики, особенно с запада, в те годы ринулись работать на БАМ, чтобы приобрести автомобиль, — вспоминала с улыбкой женщина.

Не могли не вспомнить супруги, как дружно жили с соседями, как вместе весело отмечали все праздники, несли к столу кто что мог. Также рассказали о своих дружных коллективах, в которых им пришлось трудиться, вспомнили о том, как проводили свободное от работы время: принимали участие в различных соревнованиях, демонстрациях и других торжественных мероприятиях.

За свой нелёгкий и добросовестный труд на всесоюзной ударной стройке супруги были награждены медалями «За строительство Байкало-Амурской магистрали»: Людмила Ивановна Рыбская — в 1985 году, а её супруг, Владимир Михайлович Десятов — в 1988 году.

На вопрос, хотели бы наши герои прожить свою жизнь по-иному, если бы была такая возможность, супруги не задумываясь ответили, что самые лучшие годы те, которые они прожили на БАМе! Это очень яркий и насыщенный период их жизни, который ни всегда с удовольствием вспоминают и часами могут рассказывать о нём другим.

Елена Данилович.